Решение об установлении СЗЗ, что это такое, когда и кому нужно, процедура получения

Этапы согласования санитарно-защитной зоны

Готовый проект СЗЗ подается на согласование санитарно защитной зоны заказчиком или его полномочным представителем (в зависимости от условий сотрудничества). Проверку расчетной и санитарной документации проводят сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» и Роспотребнадзора.

В пакет документов, представляемый к рассмотрению, входят:

  • проект обоснования границы СЗЗ;
  • график лабораторных исследований атмосферы на границе санитарной зоны и за ее пределами с протоколами проведенных замеров;
  • ситуационный план предприятия с указанием назначения объектов, находящихся вблизи его санитарной защитной зоны;
  • программа контроля за состоянием атмосферы и почвы в пределах СЗЗ;
  • проект организации СЗЗ;
  • копия аккредитационного аттестата лаборатории, проводившей анализ окружающей среды в проектируемой зоне.

На основании экспертизы представленной документации органами Роспотребнадзора оформляется заключение, подтверждающее корректность расчетных параметров санитарной защитной зоны. Согласно постановлению Правительства Москвы N 270-ПП границы СЗЗ утверждаются как градостроительные линии регулирования территории.

После получения разрешительных документов заказчик получает право на реализацию проекта СЗЗ на промышленном объекте.

Санитарно защитная зона промышленного предприятия может быть пересмотрена в случае изменения допустимых норм влияния на окружающую среду. Коррективы в раздел, касающийся СЗЗ, вносятся также при реорганизации предприятия, ведущей к снижению или увеличению уровня влияния промышленного объекта на атмосферу и почву.

Решение об изменении границ СЗЗ принимается Главным санитарным врачом РФ на основании представленной заказчиком документации (проекта реконструкции объекта, технического переоснащения и пр.)

Корректировка размеров СЗЗ не производится при переходе на другие объемы производства без полной реорганизации работы предприятия. Защитная зона учреждений, не включенных в санитарно гигиеническую классификацию, пересматривается в индивидуальном порядке и утверждается Главным санитарным врачом рассматриваемого субъекта РФ.

к содержанию ↑

Ответственность за несоблюдение нормативов при разработке проекта СЗЗ

В соответствии со ст. 52 Закона РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст.

11 Закона РФ № 52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» нанесение вреда экологии и здоровью человека влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ предусматривает следующие санкции.

Уточнить условия сотрудничества, а также получить консультацию специалиста по вопросам разработки, сопровождения и согласования и стоимости проектов организации СЗЗ (Санитарных защитных зон) Вы можете по телефонам , .
к содержанию ↑

Оставьте заявку

Проекта санитарно защитной зоны (СЗЗ) — проектная документация, разрабатываемая в целях создания специальной территории с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Для каких организаций необходим проект СЗЗ?

  • промышленных и производственных объектов;
  • объектов, относящихся к транспортной сфере;
  • объектов, относящиеся к сфере энергетики;
  • сельскохозяйственных объектов;
  • опытно-экспериментальных производственных предприятий и комплексов;
  • спортивных учреждений и комплексов;
  • торговых площадей;
  • объектов коммунального назначения;
  • предприятий общепита.

От обязанности сделать проект санитарно-защитной зоны освобождаются:

  1. степень загрязнения на границе территории предприятия менее 0,1 предельно допустимых уровней или концентраций;
  2. организация относится к малому бизнесу с числом сотрудников до 15 человек;
  3. производственные объекты, если располагаются вне жилой застройки.

Освобожденным предприятиям проектирование СЗЗ понадобится, если администрация района или города потребует ее установить.

Руководитель организации может добровольно обратиться за разработкой санитарного разрыва.

Этапы разработки проекта СЗЗ

Разработку проекта санитарно-защитной зоны наши специалисты проводят в несколько этапов:

Для начала происходит ознакомление с объектом, изучение данных, предоставленных заказчиком — описание всех представленных на площадке сооружений и их назначение, юридические документы, подтверждающие государственную регистрацию, графические материалы в виде ситуационного и генерального планов и др. Выявляются источники загрязнения окружающей среды, каждый из которых требует учета, в том числе части производственной линии, механизмы, машины от которых исходит шум, вибрации и т.д.

После мы анализируем полученные данные и приступаем непосредственно к разработке проекта который включает:

  • Анализ выполненных ранее расчетов физического, химического, шумового загрязнения.
  • Определение расчетных параметров защитной территории.
  • Планирование мероприятий по ее благоустройству.
  • Создание плана мониторинга за концентрацией опасных веществ на рубеже между территорией со специальным режимом использования и жилой застройкой и/или местами отдыха.

Выполняя проект обоснования СЗЗ, мы принимаем к сведению каждую деталь местности, на которой находится производственная площадка, рассчитываем ее параметры и устанавливаем режим ее использования и функционального зонирования.

Полученная документация подлежит обязательному согласованию в соответствующих органах. Прежде всего, она проходит экспертизу в Центре гигиены и эпидемиологии документацию направляют в Роспотребнадзор, который выдает окончательное заключение. После утверждения выполняются натурные исследования уровня загрязнения для установки окончательной СЗЗ.

Срок действия проекта бессрочный. Проект СЗЗ подлежит переоформлению, если меняется технологический процесс предприятия, происходит реорганизация приграничных территорий, изменяются планы смежных землепользователей.

Проект сокращения санитарно-защитной зоны

  • Необходимость постройки объектов, размещение которых недопустимо на территории СЗЗ.
  • Изменение специфики предприятия, модернизация технологических процессов и оборудования, сокращение мощности производства.
  • Корректировка допустимых значений загрязнения по различным химическим веществам.

Главным критерием пересмотра размера СЗЗ во всех описанных выше случаях остается официальное подтверждение безопасности для жизни и здоровья человека и окружающей среды на вновь установленной границе санитарно-защитной зоны.

к содержанию ↑

Проект СЗЗ любой сложности за 15 дней. Сократим СЗЗ до минимум.

Санитарно-защитная зона (далее СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

к содержанию ↑

Какими нормативно-правовыми актами регламентируется СЗЗ

В настоящее время установление и регулирование санитарно-защитных зон регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  2. Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
  3. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2018 г. N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»
  4. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
к содержанию ↑

Что содержит решение об установлении СЗЗ

В решении об установлении санитарно-защитной зоны указываются:

  • наименование объекта, в отношении которого устанавливается санитарно-защитная зона, адрес такого объекта;
  • ограничения использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны;
  • информация о направлении сведений о санитарно-защитной зоне для их внесения в Единый государственный реестр недвижимости после выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства.
к содержанию ↑

Если предприятие не превышает 0,1 ПДК за пределами его контура

В случае осуществления деятельности, в результате которой за контурами объекта его химическое, физическое и (или) биологическое воздействие на среду обитания человека не превышает установленных гигиенических нормативов, правообладатель объекта обязан представить в уполномоченный орган заявление о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В заявлении о прекращении существования санитарно-защитной зоны помимо сведений о заявителе и экспертной организации указываются результаты исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении результатов указанных исследований.

к содержанию ↑

Ограничения пользования СЗЗ

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г № 222 определено две категории запретов по использованию земельных участков в границах СЗЗ.

К первой категории относится полный запрет использования земельных участков в целях:

1) размещения:
– жилой застройки;
– объектов образовательного назначения;
– объектов и медицинского назначения;
– спортивных сооружений открытого типа.
2) организации:
– отдыха детей и их оздоровления;
– зон рекреационного назначения;
– ведения дачного хозяйства и садоводства.

К второй категории относятся запрет использования земельных участков в целях:

1) размещения:
– объектов для производства и хранения лекарственных средств;
– объектов пищевых отраслей промышленности;
– оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции;
– комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды.

2) производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции.

Использование земельных участков в целях, определенных во второй категории запретов, может быть реализовано в границах СЗЗ, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена СЗЗ, не приведет к нарушению качества и безопасности:

в соответствии с установленными к ним требованиями.

Сведения об ограничениях использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, указываются в решении об установлении (изменении) СЗЗ или в приложении к указанному решению в соответствии со сведениями, содержащимися в проекте СЗЗ, на основании которого принято решение.

к содержанию ↑

Преимущества сотрудничества с ООО ЭП «ФлорЭко»

  • большой штат опытных экологов и специалистов;
  • наш опыт – лучшая гарантия согласования в надзорных органах;
  • лояльное отношение к каждому клиенту;
  • персональный подход;
  • бесплатное консультирование;
  • гибкая ценовая политика;
  • возможность абонентского обслуживания;
  • безупречная репутация с открытия в 2008 году.

Наши специалисты готовы персонально оценить специфику работы с Вашей компанией. У нас доступная стоимость работ, которая позволит при оптимальных материальных вложениях получить важнейшие экологические документы и возможность улучшить/оптимизировать свой бизнес процесс.

Мы сможем качественно оценить специфику работы Вашей организации. Ваши ответственные работники смогут стать более компетентными в вопросах экологического характера, пользуясь консультациями наших специалистов.

Чтобы оценить имеющуюся документацию или получить бесплатную консультацию, обратитесь за помощью к менеджеру-экологу компании или же оставьте свои контактные данные, чтобы менеджеры-экологи ООО ЭП «ФлорЭко» могли связаться с Вами. Мы готовы предложить максимально удобную форму работы без ущерба для предприятия! Выбирайте проверенную временем компанию!

✚ Решение об установлении СЗЗ и подача в Роспотребнадзор от специалистов компании «ЭкоЭксперт» с опытом работы более 13 лет.

Со вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» в лексикон проектировщиков вошло новое выражение – решение об установлении санитарно-защитной зоны.

Привычная процедура согласования санитарно-защитной зоны поменялась, и теперь любое предприятие должно получить в Роспотребнадзоре решение об установлении СЗЗ или официальное письмо с обоснованием, почему для данного предприятия СЗЗ не устанавливается. В таком случае решение не нужно.

Новое требование в 2020 году распространяется как на проектируемые, так и на существующие предприятия, при этом процедура получения решения для существующего и проектируемого объекта существенно различается.

к содержанию ↑

Для проектируемого объекта

  1. 1. Экспертиза проектной документации (получение положительного заключения стройэкспертизы)
  2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
  3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения)
  4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

Для существующего объекта (СЗЗ ранее не разрабатывалась)

  1. 1. Проведение замеров качества воздуха и уровня шума на границе ориентировочной СЗЗ
  2. 2. Разработка проекта СЗЗ и описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате
  3. 3. Экспертиза проекта СЗЗ в экспертной организации (получение положительного экспертного заключения на проект СЗЗ и протоколы замеров)
  4. 4. Экспертиза проекта СЗЗ в Роспотребнадзоре (получение решения об установлении СЗЗ)

Если же для существующего предприятия ранее уже разрабатывался проект санитарно-защитной зоны, при этом на него успешно получено санитарно-эпидемиологическое заключение, то процедура получения решения сокращается еще на два этапа. Собственнику необходимо только получить описание местоположения границ СЗЗ в xml-формате, приложить к проекту ранее полученное экспертное заключение и подать проект сразу в Роспотребнадзор на получение решения.

к содержанию ↑

Опыт компании

Несмотря на относительную новизну данной процедуры согласования, наша организация уже имеет богатый опыт получения решений об установлении СЗЗ для проектируемых и существующих предприятий.

На нашем счету более десятка решений об установлении СЗЗ для проектируемых объектов III, IV и V классов опасности (производственно-складские комплексы, автозаправки, объекты придорожного сервиса), среди наших заказчиков – ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт» и ООО «Татнефть-АЗС-Запад».

При этом мы готовы выполнить процедуру получения решения об установлении СЗЗ не только целиком от начала и до конца, но и на различных этапах согласования в зависимости от Вашей конкретной ситуации. Это может существенно сократить Ваши затраты (подробнее – см. раздел «Цены»).

Если у Вас уже разработан проект СЗЗ – мы можем провести замеры воздуха на границе СЗЗ. Если Вы ранее уже получили санитарно-эпидемиологическое заключение об установлении окончательной СЗЗ – мы поможем разработать описание местоположения границ СЗЗ и подать комплект документов на решение.

Стоимость данных работ зависит от многих аспектов, таких как класс опасности объекта, регион проведения, количество загрязняющих веществ и источников выбросов. Однако в любом случае наши цены адекватны объему и качеству выполняемых работ. Это снижает вероятность наложения штрафов, предусмотренных за невыполнение природоохранного законодательства.

Обоснование границ санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) является обязательным для действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (гигиенические нормативы), и осуществляется на основании проекта СЗЗ.

Разработка проекта СЗЗ регламентируется требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», Федерального закона от 03.08.2018 г.

№ 342-ФЗ (ред. от 27.12.2020 г.) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г.

№ 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов, в отношении которых подлежат установлению СЗЗ, обязаны разработать проект СЗЗ, провести необходимые инструментальные замеры и подать заявление на установление СЗЗ в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления (до 15.03.2020 г.).

В настоящий момент сроки, связанные с установлением СЗЗ, определены п. 13 ст.

26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ (ред.

от 27.12.2020 г.) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: собственники объектов, в отношении которых определены ориентировочные, расчётные (предварительные) СЗЗ, до 1 октября 2021 г. обязаны обратиться в Роспотребнадзор с заявлениями об установлении СЗЗ с приложением необходимых документов. При этом с 1 января 2022 года ориентировочные, расчетные (предварительные) СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

Для ряда предприятий I и II класса опасности по санитарной классификации для установления СЗЗ требуются также материалы оценки риска вреда здоровью населения (не входят в состав проекта СЗЗ). Данные работы выполняются, как правило, подведомственными учреждениями Роспотребнадзора. Специалисты ГК «ЭКО ЦЕНТР» окажут необходимую помощь и консультации.

В состав предлагаемых ГК «ЭКО ЦЕНТР» работ входят:

  • проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ;
  • графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
  • формирование и оплата сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
  • инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
  • техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ.

Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 25 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г.

№ 222 СЗЗ и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Таким образом, для производственных объектов, для которых ранее была установлена СЗЗ, в данный момент необходимо подготовить карту (план) с формированием файла в формате XML в установленном формате для внесения сведений в ЕГРН.

Подача соответствующих документов осуществляется в Роспотребнадзор.

Отсутствие установленной СЗЗ может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями, вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 6.3 КоАП РФ).
к содержанию ↑

Проект СЗЗ нужно разработать в ГК «ЭКО ЦЕНТР», потому что…

  • мы являемся лидерами сферы природоохранного проектирования;
  • проектирование ведется узкоспециализированными специалистами профильного отдела разработки проектов СЗЗ;
  • многолетний опыт помогает принять правильные решения при сокращении СЗЗ вплоть до границ предприятия;
  • в группе компаний работают признанные эксперты в области охраны атмосферного воздуха, имеющие опыт проектирования и успешного решения сложных задач;
  • для проведения лабораторных замеров мы используем ресурсы собственной аккредитованной лаборатории;
  • в процессе проектирования учитываются региональные требования (специалистами группы компаний выполнено большое количество проектов СЗЗ в различных регионах РФ);
  • специалистами группы компаний успешно выполнены и утверждены проекты СЗЗ для крупнейших предприятий страны;
  • нормоконтроль проекта СЗЗ осуществляют специалисты аккредитованной лаборатории группы компаний (производится оценка исполнимости лабораторных исследований);
  • предлагаемые стоимости наших работ и услуг ниже, чем у конкурентов, за счет унификации и правильной организации труда;
  • для выполнения расчетов наши проектировщики используют программный комплекс УПРЗА «ЭКО ЦЕНТР» (сертификат соответствия № РОСС RU.СП09.Н00130);
  • мы не только выполняем работы, но и исключительно своими силами обеспечиваем необходимые согласования и утверждения до получения результата;
  • качество работ обеспечено наличием необходимых аттестатов, допусков, лицензий, а также многоступенчатым контролем со стороны службы качества.

к содержанию ↑

При разработке проектов СЗЗ в сторонних организациях заказчики сталкиваются со следующими частыми проблемами…

  • недостаточные квалификация и опыт специалистов;
  • в план мониторинговых исследований включается избыточное количество замеров выбросов в атмосферный воздух и физических факторов, что ведет к необоснованному перерасходу денежных средств;
  • в план мониторинговых исследований включаются вещества, не имеющие утвержденных методик инструментальных исследований;
  • отсутствие в структуре организации собственной лаборатории влечет необходимость привлечения субподрядчиков с оплатой их услуг сверх стоимости, заложенной в договоре;
  • работа не доводится до логического завершения из-за необходимости проработки мероприятий, снижающих негативное воздействие на окружающую среду (например, требуется установка шумозащитных экранов);
  • проектировщики требуют представить расчеты выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в качестве исходных данных (в случае отсутствия проекта предельно допустимых выбросов в атмосферу);
  • заказчика не предупреждают о необходимости оценки риска вреда здоровью населения, что влечет за собой незапланированные финансовые затраты;
  • проектировщики отказываются (не имеют квалификации или технической возможности) формировать файл в форме XML, необходимый для утверждения проекта СЗЗ;
  • разработчик проекта отказывается сопровождать согласование проекта в уполномоченных на то государственных органах и организациях (выполнение работ заканчивается на этапе передачи разработанного проекта СЗЗ заказчику);
  • в стоимости проектных работ заложены скрытые условия и платежи.
  • Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (п. 13 ст. 26)
  • Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ (ред. от 27.12.2020 г.) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»
  • Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (п. 3, ст. 16)
  • Приказ Минприроды России от 06 июня 2017 г. № 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе»

Согласующие органы

  • ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ (или иной аккредитованный орган)
  • Роспотребнадзор (или территориальные органы Роспотребнадзора, в зависимости от категории объекта по санитарной классификации)

Результат работ

  • Утвержденный проект санитарно-защитной зоны
  • Экспертное заключение о соответствии проекта санитарным нормам и правилам
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение
  • Решение об установлении санитарно-защитной зоны
  • Внесение информации о СЗЗ в Росреестр

Срок действия

  • Бессрочно (кроме случаев технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта при выявлении превышения установленных гигиенических нормативов, либо изменения воздействия объекта на среду обитания человека по сравнению с уровнем воздействия, исходя из которого была установлена СЗЗ)

Ответственность

  • Ст. 6.3 КоАП РФ – возможная приостановка деятельности на срок до 90 суток
  • Ст. 8.1 КоАП РФ – штраф на юридических лиц до 100 тыс. руб.

Проект санитарной защитной зоны (далее — проект СЗЗ) — проектная документация, разрабатываемая в целях создания специальной территории с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Под воздействием понимается не только выбросы загрязняющих веществ, но также шум, вибрация, электромагнитное изучение и иное.

НОВОЕ. 07 марта 2018 было опубликовано Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон». Основное нововведение заключается в том, что по новым правилам сначала установление СЗЗ, а потом подтверждение ее.

Ранее для установления СЗЗ необходимо было разработать расчетный проект СЗЗ, в течение года проводить замеры, потом утвердить окончательный проект СЗЗ.

2. Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

к содержанию ↑

Зачем нужен проект СЗЗ?

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Проект санитарно-защитной зоны преследует две главные цели. Первая — соблюдение требований российского законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Вторая цель — для проектируемых объектов определить размер будущей «буферной зоны» предприятия, на которой нельзя размещать жилую застройку, рекреационные зоны и другие нормируемые территории, а для действующих — оценить достаточность текущего размера СЗЗ и при необходимости разработать мероприятия по снижению негативного воздействия.

к содержанию ↑

Что такое ориентировочная санзона?

В вышеназванном СанПиНе содержится классификация предприятий на пять классов опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду. Каждому из этих классов опасности соответствует свой размер ориентировочной санитарно-защитной зоны: для предприятий I класса она составляет 1000 м, II — 500 м, III — 300 м, IV — 100 м и V — 50 м.

Смысл такой классификации в том, чтобы проектирование нового объекта — например, мусорного полигона или атомной электростанции — шло сразу с учетом ориентировочной санзоны. Для этого достаточно лишь знать, к какому классу из СанПиНа принадлежит будущий объект.

Смысл же проекта санитарно-защитной зоны в том, чтобы с помощью расчетов и — если объект уже действующий — результатов мониторинга доказать Роспотребнадзору, что предлагаемого размера СЗЗ достаточно для безопасной эксплуатации объекта. Сократить размер своей санзоны может любое предприятие — разница лишь в том, что ее размер для предприятий I и II классов опасности согласуется в федеральной службе Роспотребнадзора в Москве, а для остальных классов — в территориальных управлениях Роспотребнадзора.

к содержанию ↑

Какая ответственность предусмотрена за отсутствие проекта СЗЗ?

Проектируемый же объект без согласованной СЗЗ просто не допустят до строительства.

Проектирование санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – лишь половина дела. Чтобы легализовать проект, требуется пройти процедуру согласования, которая включает в себя 3 стадии. Первые две связаны с согласованием расчётной санитарно-защитной зоны, выполненной с помощью математических методов и профильных программ.

На третьей стадии устанавливается окончательная санитарно-защитная зона по итогам мониторинга фактически производимого загрязнения. Таким образом, имеем алгоритм действий:
  1. Согласование проекта СЗЗ в федеральном бюджетном учреждении здравоохранения (ФБУЗ) “Центр гигиены и эпидемиологии” по субъекту РФ (например, по Санкт-Петербургу или Ленинградской области).
  2. При положительном исходе предыдущего этапа санитарно-эпидемиологическая экспертиза передается на согласование в Роспотребнадзор по федеральному округу, к которому относится компания-соискатель.
  3. Третья стадия — согласование отчёта о подтверждении достаточности размера СЗЗ снова во ФБУЗ и Роспотребнадзоре по федеральному округу регистрации компании.

Согласование СЗЗ – процедура трудоёмкая и требует определённой юридической подготовки. Рассмотрим каждый этап более подробно.

к содержанию ↑

На что следует обратить внимание

При выявлении в предложенном проекте санитарно-защитной зоны расхождений с санитарным законодательством и/или требуемыми показателями ПДК/ПДУ заказчику выдаётся заключение о несоответствии проекта принятым санитарно-эпидемиологическим стандартам.

Подача неполного или неправильно оформленного пакета документов (расходящегося с нормативно-правовой базой) дает право ФБУЗ законно отказать в приёме и обработке документации.

Внимание. После устранения замечаний необходимо пройти процедуру согласования во ФБУЗ заново.

ФБУЗ на законных основаниях отказывает в представлении госуслуги при несовпадении данных о заказчике с данными, заключенными в ЕГРЮЛ или ЕГРИП либо в ситуации отсутствия материалов о субъектах в вышеуказанных источниках.

При отсутствии нареканий со стороны ФБУЗ фирма-заказчик по завершении экспертизы получает экспертное заключение о соответствии существующим санитарным правилам и нормам.
к содержанию ↑

Как происходит согласование

  1. Регистрация заявления и приложенной документации (производится в день подачи);
    Внимание. Непосредственно после подачи заявления заказчику предоставляется возможность контролировать ход рассмотрения в любой удобной для него форме (как удаленно, так и при обращении в территориальный Роспотребнадзор).

  • Отправка Роспотребнадзором запросов и извещений в органы, задействованные в оказании услуги (ФНС, прочие подведомственные инстанции Роспотребнадзора).
  • Анализ экспертного заключения по проекту СЗЗ, выданного ФБУЗ. Для предприятий I и II категорий дополнительно исследуются результаты оценки вероятности наступления вреда для состояния здоровья общества.
  • Вынесение решения о выдаче заказчику санитарно-эпидемиологического заключения.
  • Внесение заключения в общий реестр санитарно-эпидемиологических заключений.
  • Стоимость
    Государственная услуга по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект реализовывается безвозмездно.

    Согласно регламенту по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений, принятому Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775, согласование СЗЗ в данной инстанции занимает около 30 календарных дней при личной явке и около 20 календарных дней – в случае электронного запроса, из которых:

    • не более 5 рабочих дней – сверка данных о заказчике с данными ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
    • не более 10 рабочих дней – проверка соответствия настоящим гигиеническим стандартам проектных расчётов отрицательного влияния химических, биологических, физических факторов на природу и человечество; анализ результатов оценивания риска наступления ущерба для здоровья граждан;
    • не более 7 (при электронном размещении документов – в пределах 5) рабочих дней – административные формальности (составление официального санитарно-эпидемиологического заключения на стандартном бланке).

    Последующим шагом заключение передаётся на утверждение Главному государственному санитарному врачу РФ (для производств и объектов I и II категорий), либо Главному государственному санитарному врачу субъекта РФ (для остальных компаний). Утвержденное заключение возвращается в Роспотребнадзор, где производятся наклеивание голограмм и скрепление гербовой печатью. По готовности заключения заказчика уведомляют по предпочтительному каналу связи. Итак, по итогам первых двух этапов согласования фирма обладает санитарно-эпидемиологическим заключением на проект своей расчётной санитарно-защитной зоны. Если обращение за сервисом совершалось через Интернет, высылается цифровая копия заключения (оригинал выдаётся по запросу).

    Рис. Санитарно-эпидемиологические заключение о соответствии требований
    в проекте обоснования размеров СЗЗ санитарным правилам и нормам

    Автор статьи
    Мусихин Виктор Станиславович
    Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
    Следующая
    Образцы документовСпоры, связанные с исполнением коллективного договора

    Добавить комментарий

    Adblock
    detector