Договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование

Получение решения о предоставлении водных объектов в пользование

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами приобретается в целях:

  1. обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  2. сброса сточных вод;
  3. строительства и реконструкции гидротехнических сооружений;
  4. создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов;
  5. строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  6. разведки и добычи полезных ископаемых;
  7. проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  8. подъема затонувших судов;
  9. сплава древесины;
  10. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель;
  11. забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Наши специалисты готовы оказать полный спектр услуг, связанных с получением права пользования поверхностными водными объектами или их частями.

Физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

В течение тридцати дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование либо отказывает в предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование, если иной срок не предусмотрен федеральным законом.

В случае отказа в предоставлении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявителю мотивированный отказ. В случае подачи соответствующего заявления через многофункциональный центр указанный отказ направляется через многофункциональный центр.

Отказ в предоставлении водного объекта или его части в пользование может быть обжалован в судебном порядке.

Решение о предоставлении водного объекта вступает в силу с момента регистрации этого решения в государственном водном реестре.

1. По договору водопользования одна сторона — исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне — водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

2. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

3. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

к содержанию ↑

Оформление договоров и решений на водопользование

Водное законодательство основано на принципе равного доступа физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательно Водным кодексом РФ.

Договор водопользования Это соглашение сторон, заключенное в письменной форме, по которому одна сторона – уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления, обязуется предоставить другой стороне – водопользователю, водный объект или его часть в пользование за плату
Основной результат Получение права пользования водным объектом
Кому необходим Физическому лицу, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, заинтересованным в получении водного объекта в пользование за плату.
Срок действия Предельный срок предоставления водных объектов в пользование на основании договора водопользования не может составлять более чем двадцать лет.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Водный кодекс предусматривает предоставление водных объектов в пользование либо на основании договора водопользования, либо решения о предоставлении водного объекта в пользование:

    ст. 11. Водного кодекса РФ от 03 июня 2006 г. № 74-ФЗ (с изм. от 24 июля 2009 г.) «Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование».

Право пользования водным объектом на основании договора приобретается в целях:

  • забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Право пользования водным объектом на основании решения приобретается при осуществлении 11 видов водопользования, перечисленных в п. 2 ст. 11 ВК РФ, в том числе при сбросе сточных вод и (или) дренажных вод.

Подготовку и заключение договора водопользования, а также подготовку и принятие решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование осуществляют исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципалитета) находится водный объект. К ним относятся:

  • Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы (в Красноярском крае – Отдел водных ресурсов по Красноярскому краю Енисейского бассейнового управления Росводресурсов);
  • орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование (Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края).
к содержанию ↑

Законодательные требования к подготовке пакета документов

Формирование пакета документов для заключения договора водопользования регулируется постановлением Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». Указанным постановлением утверждена форма примерного договора водопользования.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании договора водопользования утверждена приказом МПР РФ от 23 апреля 2008 года № 102, о предоставлении акватории водного объекта – приказом МПР РФ от 22 мая 2007 г. № 128.

Формирование пакета документов для получения Решения регулируется постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование».

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления приказом МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения также приведена в Приложении 2 к «Административному регламенту по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование» (приказ МПР РФ от 22 декабря 2008 года № 340).

К заявлению на договор водопользования прилагаются документы и материалы, предусмотренные правилами подготовки и заключения договора (Постановление Правительства РФ от 12 марта 2008 г. № 165).

К заявлению на получение Решения прилагаются документы и материалы, предусмотренные порядком подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в постановлении Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 844.

Перечень прилагаемых документов к Решению также приведён в типовой форме Решения о предоставлении водного объекта в пользование (приказ МПР РФ от 14 марта 2007 года № 56) и «Административном регламенте Федерального агентства водных ресурсов по осуществлению государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование» (Приказ Минприроды России от 22 декабря 2008 г. № 340).

Следует обратить внимание водопользователей на то, что к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод прилагаются:

  • расчёт и обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;
  • пакет документов, предусмотренный приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества», согласованный территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
к содержанию ↑

Порядок выполнения работы

  • Подготовка пакета документов на получение права пользования водным объектом включает следующие основные стадии:
  • Заключение договора с Заказчиком на подготовку обосновывающих материалов на получение права пользования водным объектом (получение решения/договора).
  • Разработка и согласование с Заказчиком технического задания (ТЗ) на выполнение работы.
  • Перечень исходных данных на формирование пакета документов прилагается к техническому заданию.
  • Посещение предприятия с целью сбора исходных данных.
  • Анализ исходных данных на полноту и соответствие их законодательным требованиям к подготовке документов на получение права водопользования.
  • Формирование пакета документов и обосновывающих материалов.
  • Предоставление и сопровождение разработанных материалов в исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.
  • Работа по процедуре согласования и корректировки материалов в процессе получения права пользования водным объектом.

Получение от Заказчика документов и сведений в соответствии с перечнем исходных данных, прилагаемым к договору. Исполнитель консультирует Заказчика по сбору исходных данных, при необходимости выезжает на предприятие и помогает отобрать необходимую документацию.

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Анализ исходных данных на соответствие их нормативным документам в области водоохранного законодательства для получения Решения, а также требованиям Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Составление запросов в государственные уполномоченные органы о предоставлении сведений о водном объекте.

Работа с Заказчиком по внесению дополнений и уточнений в исходные данные по результатам их анализа.

Формирование пакета документов

Составление обосновывающей пояснительной записки, включающей характеристику систем водоснабжения и водоотведения предприятия, а также:

  • Характеристику района размещения предприятия.
  • Данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы учёта объёмов сброса и контроля за качеством сбрасываемых сточных вод.
  • Характеристику выпуска сточных вод. Характеристику системы водоотведения.
  • Данные о системе контроля качества поверхностных вод.
  • Характеристику водопотребления и водоотведения на предприятии и характеристику очистных сооружений, аккумулирующих поверхностные сточные воды.
  • Данные о текущей и перспективной потребности в поверхностных водах заданного назначения.

Оформление «Обоснования заявленного объёма забора (изъятия) водных ресурсов» на соответствие законодательным требованиям.

Обоснование заявленного объёма сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества на соответствие законодательным требованиям.

Оформление пакета документов, предусмотренного приказом МПР РФ от 08 июля 2009 г. № 205 «Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учёта объёма забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объёма сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества».

Выполнение картографического материала к пакету документов с приложением ситуационной карты-схемы района размещения предприятия, с нанесением на нее водных объектов, мест расположения водозаборов и выпусков сточных вод, жилых районов, сетей водоснабжения и водоотведения, мест установки средств измерений для учёта количества забираемых вод и сбрасываемых сточных вод.

Составление от имени Заказчика в установленной законодательством форме заявления о предоставлении в пользование водного объекта.

Формирование пакета обосновывающих документов, включая исходные данные и уставные документы предприятия, в соответствии с требованиями законодательства и Департамента природных ресурсов и экологии.

к содержанию ↑

Обязанность и ответственность природопользователей

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий являются административными правонарушениями в соответствии со ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

№ 195-ФЗ (с изм. от 28.11.2018), за которые предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа:

    на граждан – от 1 тысячи до 3 тысяч рублей; на должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
к содержанию ↑

Сроки и стоимость

Предварительная информация, необходимая специалистам для предварительной оценки стоимости и сроков работ по подготовке документов для получения права пользования водным объектом:
  1. Наименование водного объекта и место водопользования;
  2. Цель использования водного объекта;
  3. Наличие разработанной документации:
    • Согласование деятельности с Енисейским территориальным Управлением Росрыболовства;
    • наличие согласованного водохозяйственного баланса и схем систем водоснабжения и водоотведения;
    • в случае если водный объект является судоходным, согласование деятельности с Енисейречтрансом и т.п.;
  4. Оформлялось ли ранее право пользования водным объектом?

НПО Одум предлагает услуги по подготовке, разработке и согласованию в надзорных органах разрешительной документации на получение права пользования водным объектом для предприятий различных форм собственности и частных лиц.

Участвует в конкурсе журнала Юрист компании

Компания была заинтересована и заинтересована до сих пор в развитии комплекса туристических услуг на территории Мурманской области и продвижении на рынок новых технологий, повышении уровня обслуживания маломерных судов и оказания европейского уровня услуг их владельцам. Для реализации этого проекта потребовалось получить право водопользования акваторией Верхнетуломского водохранилища для осуществления рекреационного судоходства, организации временной стоянки и обслуживания маломерных судов, создания рекреационной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам.

Водопользование в Российской Федерации представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (пп.14 ст.1 Водного кодекса РФ) Правовую базу водопользования в целом, получения права на водопользование, а также заключения и исполнения договора водопользования составляют Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, П остановление Правительства РФ от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», постановление Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», а также акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Была поставлена задача заключить договор водопользования для использования части акватории Верхнетуломского водохранилища в целях размещения на ней понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. Порядок заключения договора определяется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными П остановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165.

Первой проблемой, которая сразу же встала перед нами, является квалификация размещаемого на части акватории сооружений — понтонов для стоянки и обслуживания маломерных судов. В зависимости от отнесения к той или иной категории зависел способ получения право водопользования: через аукцион, без аукциона или по решения уполномоченного органа.

Несмотря на ориентацию России на западные стандарты, такое сооружение как «понтон» в законодательстве не встречается, в связи с чем отсутствует нормативное регулирование его использования. Это могло быть и гидротехническое сооружение (в общем), и причал, и плавательное средство, и дебаркадер (как самое близкое), и т.д.

Учитывая позицию ГИМС МЧС по Санкт-Петербургу (по месту нахождения собственника), указанный понтон по техническим характеристикам был отнесен к плавательным средствам, на которые были получены судовые билеты.

Наш понтон, состоящий из 9-ти секций, был изготовлен в Финляндии под заказ, соответствовал всем техническим условиям и стандартам, действующим на территории России, и вместе с тем, не имел аналогов по качеству исполнения и сроку службы.

Несмотря на то, что понтон представляет собой единое техническое устройство, постановка на учет была осуществлена по отдельности — было выдано 9 судовых билетов на каждую секцию. Это увеличило и документооборот и затраты на транспортный налог (считается по количеству поставленных на учет ТС, а не по конечному результату), поскольку налоговый орган считает не как объект технически эксплуатируется, а по количеству плавательных средств, поставленных на учет.

Уполномоченным органом, ответственным за использование водных объектов на территории Мурманской области под озвученные нами цели, является Комитет промышленного развития, природопользования и экологии Мурманской области. В соответствии с пунктом 1 вышеуказанного Постановления №230, заключение договора на водопользование, предметом которого является размещения на акватории плавательного средства должно быть осуществлено по результатам проведения аукциона.

С одной стороны, Комитет является органом, согласующим условия водопользования, с другой стороны — организатором аукциона.

Учитывая, что аукцион представляет собой возможность любому, отвечающему всем требованиям, получить такое право, встал вопрос: Как его выиграть?

Решение было найдено путем предложения таких условий, которые бы не имели аналогов по уровню качества, безопасности и сервиса на территории Мурманской области и Российской Федерации в целом, а также в территориальной непривлекательности испрашиваемой части акватории. На суд Комитета были предложены к реализации финские стандарты и технологии, которые были одобрены для развития и продвижения на территории Мурманской области новых туристических продуктов.

Организациям, деятельность которых не связана с водной составляющей, это должно было быть неинтересным с коммерческой точки зрения. Территориальное же расположение определялось наличием уже имеющейся инфраструктуры, а также оформленных земельных отношений, на прилегающие земельные участки.

Несмотря на возникающие вопросы и проблемы, решения по ним были найдены, удовлетворяющие не только нас, но и заинтересованные органы.

Подготовленная документация (еще предаукционная) включала в себя более 150 страниц: расчет площади акватории, календарь наблюдения и охраны акватории, схемы размещения плавательных средств с точками заборы воды для проведения анализов, пояснительные записки, техническая документация и план деятельности компании, и т. д.

Площадь испрашиваемой акватории составляла около 0,3 кв.км.

По негласному обыкновению, вся документация должна пройти согласования у заинтересованных органов государственной власти. Предварительное согласование было успешно осуществлено с Баренцево-Беломорским ТУ Росрыболовства, Двинско-Печерским БВУ Росводресурсов, пройдена санитарно-эпидемиологическая экспертиза документации в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области», на основании которого было получено Заключение Управления Роспотребнадзора Мурманской области.

Все замечания и предложения были учтены для более четкого соблюдения законодательных требований и применения в дальнейшей деятельности. На проведение отборов и анализов проб воды с периодичностью 2 раза в год в навигационный период был заключен договор ФГБУ «Мурманское УГМС», имеющим необходимые сертификаты и лицензию на право осуществления деятельности.

В соответствии с подготовленной Комитетом природопользования аукционной документацией были выполнены все формальности и составлены и подписаны документы, что позволило получить решение о полном соответствии предъявленным требованиям.

Согласно аукционной документации извещения об аукционе были размещены в печатном виде (газета Мурманский вестн ик от 09 сентября 2010) и в сети Интернет (на сайте организатора аукциона) для создания равных условий участия в аукционе.

Нами были задействованы все трудовые ресурсы компании, квалификация и образование (исключаю административный ресурс), в связи с чем решение аукционной комиссии было принято в нашу пользу.

Время от задумки до получения договора – около 9 месяцев.

А теперь самое главное –стоимость пользования этим участком –965,48 рублей в год.

Примерные расходы (не считая затрат на подготовку документации):

Получения права водопользования позволило не только получить бесценный опыт участия в аукционе на предоставление право водопользования, но и создать уникальный для Мурманской области объект рекреационного судоходства и поднять на новый уровень предоставление услуг по стоянке и обслуживанию маломерных судов. Реализация проекта потребовала изучения нового вектора движения, повышения квалификации сотрудников и увеличения их трудозатрат, направленных на соответствие заявленного уровня обслуживания.

Необходимость предоставления ежеквартальных отчетов о деятельности и состоянии водного объекта и проведения отборов и анализов качества воды, следить за режимом использования водоохранных зон водного объекта и его морфометрическими особенностями, за состоянием экосистемы, проводить мониторинг эрозионных процессов, поспособствовала и способствует экобезопасному и контролируемому осуществлению общественно-значимой деятельности развития туристического направления в жизни Мурманской области.

Вместе с этим возникает резонный вопрос? А почему так дорого и несоразмерно?
Почему реализация права обходится значительно дороже, чем его получение и обладание?

Ведь получая вещь в пользование, особо, если она нужна для непосредственной деятельности, мы заботимся о ней, отчитываемся за нее и еще и платим за нее. Мы становимся оком того органа, в чьем ведении находится эта вещь, мы следим за ней, и тем самым помогаем этому самому органу.

к содержанию ↑

Какие бывают виды водопользования акватории

  • Общее – осуществляемое без применения специальных устройств и сооружений. Это самый экологически щадящий вариант. К нему относятся: купание, судоходство, рыболовство.
  • Специальное. Согласно Приказу Минприроды № 70 от 23.036. 2005 г., к этой категории относится деятельность с использованием плавучих и стационарных устройств для водозабора и водоотведения, перегораживающих и гидравлических устройств и сооружений, стоянок и причалов судов. К специальному водопользованию относится деятельность, связанная с применением спецтехники для буровых и добывающих работ.
  • С полным или частичным изъятием водных ресурсов – водозабор для коммунальных служб, использование в сельском хозяйстве (орошение полей, обслуживание ферм, принадлежащих организациям, мелиоративные мероприятия), разведение рыбы на огороженных участках водоема.
  • Без изъятия ресурсов — электрогидроэнергетика, стоянки судов, водные кафе, рыбоводство в отдельных водоёмах, выращивание сельхозпродукции на пойменных лугах.
к содержанию ↑

Подача документов

После предоставления пакета документов органами управления будет сделан межведомственный запрос в Росрыболовство о возможности предоставления водоема под заявленные цели.

В течение двух месяцев после подачи заявки назначается аукцион, в котором могут участвовать все организации, предъявляющие права на данный участок, в том числе та, по инициативе которой он проводится. Информация о проведении аукциона размещается на портале торгов www.torgi.gov.ru .

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Если этот участок никому оказался не нужен, торги отменяются и организации переходит право на аренду. Результаты аукциона оформляются в виде протокола.

Получив этот документ, можно оформлять договор аренды.

В 2017 году Госдума приняла решение о возможности предоставления акваторий в аренду без аукциона для курортно-оздоровительных целей и отдыха граждан. Сейчас разрабатываются поправки к Водному Кодексу, поэтому положение дел и регламент заключения договора, скорее всего, поменяются.

к содержанию ↑

Особенности процедуры

За 20-летний срок аренды происходит всякое. Компания может закрыться или сменить направление деятельности. В этом случае договор нужно будет перезаключать или расторгать.

Арендатор пишет заявление, в котором указывает причины расторжения или изменения с приложением подтверждающих документов. Заявление подается в орган, который сдал часть акватории в аренду. Для оформления таких документов лучше тоже обращаться к специалистам.

Аренда морской акватории, аренда участка реки, озера, водохранилища, взятие в аренду берега водного объекта или осуществление забора воды из водоема — все эти действия требуют наличия договора водопользования.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее — ВК РФ) водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ), собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для:

  • забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использования акватории водных объектов, в т.ч. для рекреационных целей;
  • использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Договор водопользования оформляется в соответствии с Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования» (в ред. от 11.10.2012; далее — Правила).

Согласно п. 3 Правил подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной вышеупомянутым постановлением, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляют:

– Федеральное агентство водных ресурсов или его территориальные органы — в отношении находящихся в федеральной собственности водоемов, перечень которых в соответствии со ст. 26 ВК РФ утверждается Правительством Российской Федерации, а также морей или их отдельных частей;

– орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на заключение договоров водопользования, — в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов РФ, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов РФ;

– орган местного самоуправления — в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципального образования.

Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее — заявитель), обращаются в один из вышеуказанных органов по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее — заявление).

В соответствии с п. 5 Правил в заявлении указываются:

  • сведения о заявителе:

– полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты — для юридического лица;

– фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, — для физического лица и индивидуального предпринимателя;
  • наименование и место расположения водного объекта;
  • обоснование цели, видов и срока водопользования.

К заявлению прилагаются следующие документы и материалы (п. 7 Правил):

  • копии учредительных документов — для юридического лица, копия документа, удостоверяющего личность, — для физического лица;
  • документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, при необходимости;
  • материалы, содержащие сведения о планируемых заявителем водохозяйственных мероприятиях, мероприятиях по охране водного объекта и сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для их реализации;
  • материалы, содержащие сведения о возможности ведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами при осуществлении водопользования;
  • материалы, отображающие в графической форме водный объект, указанный в заявлении, размещение средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к этим материалам.

Согласно п. 8 Правил при подаче заявления для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов кроме указанных выше документов и материалов прилагаются материалы, содержащие:

  • расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема и качества забираемых (изымаемых) из водного объекта водных ресурсов, в т.ч. передаваемых абонентам водных ресурсов, о проведении регулярных наблюдений за водными объектами и их водоохранными зонами, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • сведения о технических параметрах водозаборных сооружений (тип и производительность водозаборных сооружений, наличие устройств по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения, способ отбора водных ресурсов).

При подаче заявления для использования акватории водного объекта, в т.ч. для рекреационных целей, кроме основных документов и материалов прилагаются материалы, содержащие сведения о планируемом использовании акватории водного объекта и применяемых при этом технических средствах, площади акватории водного объекта, намечаемой к использованию, а также расчет размера платы за использование водного объекта для указанной цели (п.

10 Правил).

Согласно п. 12 Правил при подаче заявления для использования водного объекта без забора (изъятия) водных ресурсов с целью производства электрической энергии кроме основных документов и материалов, прилагаются материалы, содержащие:
  • сведения об установленной мощности гидроэнергетического объекта;
  • состав и краткое описание гидротехнических сооружений гидроэнергетического объекта (плотин, водосбросов, водозаборных, водовыпускных и других гидротехнических сооружений), а также рыбозащитных и рыбопропускных сооружений;
  • сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета количества производимой электроэнергии, регулярных наблюдений за состоянием и режимами водохранилища, водного объекта ниже гидроузла на примыкающем к нему участке (в верхнем и нижнем бьефах) и их водоохранных зон, а также сведения об обеспечении такого учета и таких регулярных наблюдений;
  • расчет количества производимой электроэнергии за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для целей производства электрической энергии.

На заметку. Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Правилами, не допускается.

Учет и хранение представленных заявителем документов осуществляются уполномоченным органом, который в срок, не превышающий 60 дней с даты поступления документов:

  • рассматривает представленные заявителем документы на предмет соответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и Правилами, оценивает их полноту и достоверность, а также проверяет расчеты параметров водопользования и размера платы за пользование водным объектом;
  • определяет условия использования водного объекта по согласованию с федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) по вопросам, отнесенным к их компетенции:

Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
– в случае использования водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов — с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

– в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения — с Федеральным агентством по рыболовству;

– в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации — с Федеральным агентством морского и речного транспорта;

  • при признании возможным использования водного объекта:

– в соответствии с п. 8 и 12 Правил оформляет в 2 экземплярах договор водопользования и после подписания указанного договора уполномоченным должностным лицом представляет его заявителю на подпись непосредственно или направляет письмом с уведомлением о вручении;

– в соответствии с п. 10 Правил размещает на своем официальном сайте в сети Интернет или опубликовывает в официальном печатном издании сообщение о приеме документов от других претендентов на предоставление в пользование акватории водного объекта, указанной заявителем в представленных им документах, а также о заявленной цели ее использования, месте расположения, наименовании водного объекта и его характеристиках.

Если у муниципального образования нет официального сайта в сети Интернет или официального печатного периодического издания, сообщение размещается на официальном сайте в сети Интернет или в официальном печатном издании субъекта РФ, в границах которого расположено указанное муниципальное образование. Эта информация является общедоступной;

  • при признании невозможным использования водного объекта для заявленной цели направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении водного объекта для заявленной цели.

Отказ в предоставлении водного объекта в пользование направляется заявителю в следующих случаях (п. 24 Правил):

  • документы представлены с нарушением требований, установленных Правилами;
  • получен отказ указанных выше федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов) в согласовании условий водопользования;
  • право пользования частью водного объекта, указанной в заявлении, предоставлено другому лицу, либо водный объект, указанный в заявлении, предоставлен в обособленное водопользование;
  • использование водного объекта в заявленных целях запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.

К договору водопользования прилагаются:

  • материалы, представленные в графической форме, и пояснительная записка к ним;
  • расчеты параметров водопользования и платы за пользование водным объектом;
  • график внесения платы за пользование водным объектом;
  • программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной.
После подписания сторонами договор водопользования подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре в установленном порядке и признается заключенным только с момента его регистрации.

В соответствии с п. 30 Правил прекращение, приостановление или ограничение предоставленного права пользования водным объектом на основании договора водопользования осуществляются в соответствии со ст. 10 и 41 ВК РФ.

к содержанию ↑

Норма права, выдержка из п.7 постановления Правительства №165 от 12.03.2008

Заинтересованные в заключении данного договора лица должны обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (по месту предполагаемого водопользования). К заявлению необходимо приложить определенные документы и материалы:

1) копию документа, удостоверяющего личность (физическому лицу);

2) при необходимости — документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя;

3) сведения о планируемых заявителем водоохранных и водохозяйственных мероприятиях, планируемых мероприятиях по сохранению биологических ресурсов водного объекта и среды их обитания, сведения о предполагаемом размере и источниках средств, необходимых для реализации данных мероприятий;

4) сведения о возможности при осуществлении водопользования проведения в установленном порядке регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной;

5) материалы, содержащие графическое отображение указанного в заявлении водного объекта и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительную записку к данным материалам.

Далее представляем Вашему вниманию непосредственное руководство к действию по заключению договора водопользования через аукцион.

Первое, что необходимо сделать перед заключением договора, это убедиться, что водный объект занесен в водный реестр. Для этого нужно обратиться в бассейновые органы с соответствующим запросом сведений о водном объекте по специальной форме.

Если Вами будет получен ответ, где содержатся характеристики водного объекта, можно действовать дальше.

Теперь настанет время воспользоваться услугами кадастрового инженера, чтобы определить границы выделяемой акватории. Кадастровый инженер подготовит план (схему) границ акватории, которая будет в дальнейшем везде фигурировать, как основной землеустроительный документ.

После этого придется обратиться к проектировщику, чтобы получить план, отображающий дальнейшее использование выделяемой по договору водопользования акватории. Это может быть, например, план размещения судов, в случае если речь идет об использовании акватории под стоянку маломерных судов.

К данному плану обязательно нужно подготовить пояснительную записку. В ней следует подробно расписать, какая хозяйственная деятельность будет осуществляться на выделенном участке, какие мероприятия по охране окружающей среды будут там проводиться, каким земельным участком будет пользоваться предприятие для подъезда к акватории и т.д.

Следующим действием должна явиться разработка плана водоохранных мероприятий. К подготовке этого документа стоит подойти очень серьезно, потому что именно по нему будущий водопользователь будет осуществлять все природоохранные мероприятия на объекте.

К таким мероприятиям, в частности, могут относиться: расчистка акватории, отборы проб воды, уборка мусора в водоохранной зоне и береговой полосе общего пользования.
Автор статьи
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Следующая
Образцы документовОбразец договора о предоставлении банковской гарантии

Добавить комментарий

Adblock
detector