Договор перевозки груза

Согласно закону о транспортировке грузов, договор относится к первому шагу заключения соглашения. Заключение договора перевозки грузов (ДПГ) выполняется между 2-мя участниками: грузоотправителем и грузоперевозчиком. Третий участник (товарополучатель) не принимает участия в заключенной сделке. Документ гласит, что грузоперевозчик возлагает на себя приемку груза от поставщика и перевозку его в целости получателю.

При этом, товароотправитель обязан рассчитаться с грузоперевозчиком за выполненные услуги сумму, указанную в контракте. Взаимоотношения участников контракта оформляются товаротранспортной накладной (ТТН), выдаваемой грузоперевозчику.

Файлы для скачивания:

  • Бланк, doc
  • Образец, doc
к содержанию ↑

Понятие договора перевозки груза

Договор перевозки груза - изображение 1

ДПГ закрепляет взаимоотношения между грузопоставщиком и грузоперевозчиком. При создании такой сделки последний возлагает на себя обязанности по транспортированию переданного ему поставщиком груза по указанному адресу и передаче его в полной сохранности грузополучателю. При этом, грузоотправитель обязуется рассчитаться с грузоперевозчиком за исполненную работу (п. 1 ст. 785 ГК; ср. ст. 25 УЖТ, ст. 103 ВК, ст. 67 КВВТ, ст. 18 УАТ).

В юридическом плане соглашение считается двусторонним, заключенным в пользу третьего участника — товарополучателя груза. Если перемещение груза осуществляется транспортом (ТС) общего использования (ст. 789 ГК), оплата за его транспортировку осуществляется по тарифам, установленным транспортным кодексом и уставом.

ДПГ может оформляться:

  1. На одноразовую партию груза и регулируется транспортными законодательными нормами.
  2. На долгосрочное действие, где перемещение отдельной партии является малозначительным моментом обязательства по ДПГ.

Кроме обыкновенного ДРГ, различают консенсуальный контракт фрахтования (чартер), применяемый на морском и воздушном транспорте (ст. 115 КТМ и ст. 104 ВК). Согласно такому контракту фрахтовщик возлагает на себя ответственность – обеспечить фрахтователю за договорную оплату транспортировку товара, одним или множеством ТС за один или множество рейсов (ч. 1 ст. 787 ГК).

При помощи чартера регулируются правовые отношения по транспортировке массовых однотипных грузов. Для этих целей, чаще всего, используют трамповые суда, действующие без расписания.

Форма договора перевозки груза

Договор перевозки груза - изображение 2

После подписания ДПГ грузоперевозчику выдается документ на товар (ТТН, коносамент или прочий бланк), установленный транспортным кодексом (п. 2 ст. 785 ГК).

ТТН, согласно общего положения оформляется грузоотправителем и вручается товароперевозчику вместе с вручением ему товара для транспортировки по указанному адресу. Данный документ заполняется в письменном виде, с отображением условий контракта.

Заключение контракта на ж/д транспорте.

  • При транспортировке товара ж/д транспортом ТТН оформляется ж/д ведомостью, одновременно сопровождающей груз, т.е. груз сопровождается на протяжении пути транспортирования, а также подтверждает ход выполнения перевозчиком договорных обязательств. Данная ведомость совместно с транспортируемым товаром выписывается грузополучателю под роспись, которая ставиться в соответствующей графе отрывного талона дорожной ведомости, находящейся на станции отправления.
  • При этом, на грузоотправителя накладывается имущественная ответственность за неправдивость данных, занесенных в ж/д ТТН (ст. 27 УЖТ).
  • Подобную функцию выполняет ТТН при транспортировке товара внутренним водным ТС (ст. 67 КВВТ) и грузовой ТТН, при воздушной транспортировке товара (ст. 105 ВК).

Оформление контракта при морской транспортировке товара.

Подписание ДПГ по морю осуществляется в зависимости от вида товара:

  1. Транспортирование по коносаменту.
  2. Чартерное транспортирование.

По коносаменту

Коносамент подписывается грузоперевозчиком в результате заключенного товароотправителем контракта (погрузочного ордера), с данными о поставщике и грузополучателе товара, порта выгрузки и всех данных о товаре, в том числе:

  • Названия.
  • Маркировки.
  • Свойств.
  • Количества мест.
  • Упаковки.
  • Внешнего вида.

Коносамент на товар, отправляемый на экспорт, выписывается после загрузки товара на судно на основании расписки штурмана. Грузоотправитель несет ответственность за неправдивость данных, записанных в коносаменте, и отвечает за ущерб, нанесенный грузоперевозчику, при недостоверной информации (п. 2 ст. 142 КТМ).

Коносамент считается бланком, удостоверяющим заключение контракта транспортирования товара по морю, свидетельством о передаче товара грузоперевозчику, а также грузораспорядительным бланком (ст. 143 ГК).

В нем обязаны отображаться реквизиты о:

  • грузоперевозчике, поставщике и грузополучателе товара;
  • портах погрузки и выгрузки;
  • свойствах и состоянии товара, а также его упаковки;
  • величине фрахта;
  • времени и месте вручения коносамента, и численности экземпляров.

Поставщик груза, подписавший соглашение с товароперевозчиком, вправе распоряжаться товаром до вручения его грузополучателю, либо до вручения коносамента грузополучателю или третьей стороне, о чем поставщик обязан известить товароперевозчика (ст. 149 КТМ).

По чартеру.

Чартер, обычно, оформляется на типографских стандартных бланках, выполненных с учетом характера перевозок, видов товара и направлений транспортирования, т.е. бланк выглядит в виде приложения к контракту. В чартере требуется отображать (ст. 120 КТМ):

  • Наименование участников сделки.
  • Название корабля.
  • Род и тип товара.
  • Величина фрахта.
  • Название погрузочного места.
  • Адрес направления корабля.
  • Прочие условия и требования.

При транспортировании товара по чартеру также оформляется коносамент, отражающий правоотношения между грузоперевозчиком и грузополучателем, не являющимся участником соглашения транспортирования товара. Условия чартера для грузополучателя являются непременными только при ссыпке на коносамент (ст. 119 КТМ).

На основании ст. 121 КТМ возможна уступка чартерных прав фрахтователем, с разрешения товароперевозчика, третьей стороне, при солидарной ответственности перед товароперевозчиком за срыв условий по морскому контракту транспортирования товара.

Предмет договора

Договор перевозки груза - изображение 3

Предмет ДПГ зависит от вида подписанного контракта. Объектом такого контракта является товар, обладающий определенной стоимостью. Субъектами такого соглашения являются грузопоставщик товара, товароперевозчик и товарополучатель.

Предметом ДПГ считаются услуги по транспортированию переданного грузоперевозчику товара из пункта отправки в пункт его вручения. Данные услуги включают сохранность товара, его вручение и нередко погрузку/выгрузку.

Все перечисленные действия обеспечивают выполнение контракта по транспортированию товара, то есть, его доставка и целостность при транспортировке.

Обязательства перевозчика по договору перевозки груза

Договор перевозки груза - изображение 4

При подписании любого контракта между участниками сделки, обязательно предусматривается раздел, предусматривающий обязательства сторон. ДПГ не является исключением.

В подписываемом контракте грузоперевозчик отвечает за:

  1. Транспортировку товара по установленному адресу, отображенному в ТТН или коносаменте.
  2. Соблюдение времени поставки, определенного контрактом.
  3. Обеспечение целостности транспортируемого товара, после его принятия от поставщика, для транспортировки к месту передачи грузополучателю.
  4. Передача товара грузополучателю.
к содержанию ↑

Обязательства грузоотправителя по договору перевозки груза

Договор перевозки груза - изображение 5

При подписании ДПГ товароотправитель возлагает на себя следующие обязательства:

  1. Обеспечение своевременного вручения товара грузоперевозчику.
  2. Предоплату транспортирования товара, если это отображено в контракте.
  3. Завершающий расчет за транспортирование груза.

Кроме этого, надо иметь ввиду, что товароотправитель несет ответственность за выдачу сопроводительных ТТН грузоперевозчику, требуемых для беспрепятственной транспортировки товара согласно законодательству РФ. За правильность оформления ТТН отвечает поставщик товара.

При недостоверности внесения данных в сопровождающие материалы, ущерб грузоперевозчику возмещает товароотправитель.

Срок

Договор перевозки груза - изображение 6

Сроком в ДПГ обозначается время, на протяжении которого товар обязан быть предоставлен товарополучателю. Транспортировочные сроки вычисляются транспортным кодексом и отображаются в контракте (ст. 792 ГК РФ). При смешанном транспортировании время перевозки устанавливается по совокупности сроков, на основании правил, действующих на соответствующих типах ТС.

Срок транспортирования товара соблюдаются с учетом его погрузки/выгрузки силами товароперевозчика. Ответственность товароперевозчика за несоблюдение договорных сроков транспортировки товара может быть выражена в виде неустойки (например, за срыв времени доставки (п. 1 ст. 400 ГК РФ)).

Стороны договора

Договор перевозки груза - изображение 7

Сторонами ДПГ считаются товароотправитель и грузоперевозчик.

Товароотправитель – это физическое или юридическое лицо, выступающего от своего имени или, владелец товара и отображается в ТТН. Товароотправителем может быть, как собственник товара, так и его представитель, выступающий от его имени.

Перевозчик является юр. лицом или ИП, взявшим на себя обязательство по транспортированию груза товарополучателю.

Товарополучатель не считается участником контракта, а всего лишь третьей стороной. Он может быть физлицом или учреждением, имеющим полномочие на принятие привезенного товара.

к содержанию ↑

Как правильно оформить договор на перевозки груза в 2020 году?

Договор перевозки груза - изображение 8

Для транспортирования товара, чтобы быть уверенным в его своевременной доставке и сохранению его целостности, необходимо заключить контракт между товароотправителем и товароперевозчиком.

Документы, требуемые для транспортирования товара нужно прописать так, чтобы быть уверенным в целостности груза и своевременной его доставке.

Рассмотрим – как правильно оформить контракт по транспортированию товара, чтобы минимизировать налоговые риски?

Сегодня, учитывая наличие недобросовестных контрагентов, заключение ДПГ является основополагающей возможностью расчета на налоговую выгоду (при проявлении налогоплательщиком нужной осмотрительности).

Судебная практика имеет прецеденты по необоснованному признанию налоговой выгоды в результате отсутствия действительного транспортирования товара. Поэтому, факт действительной поставки груза обязан быть удостоверен документально.

ДПГ – это договоренность между товароотправителем и товароперевозчиком, по которой последний должен осуществить транспортирование врученного ему товара из места отправления к месту назначения, получить расчет за выполненную работу.

Для правильного составления договора нужно заполнить следующие разделы документа:

1. Преамбула

Этот раздел является вводной частью любого соглашения. В нем отображается место и время заполнения документа, отображаются участники контракта. Приводятся понятия «товароотправителя» и «товароперевозчика».

2. Предмет договора

В текущем разделе отображаются услуги, предоставляемые по транспортированию товара и условиям сделки. Здесь можно указать обязательство заказчика по оплате расходов за выполненную работу.

3. Права и обязанности сторон

Этот раздел отображает обязательства товароотправителя и грузоперевозчика, где участники принимают на себя обязательства.

Товароотправитель обязан:

  • Оплатить товароперевозчику стоимость выполненных работ.
  • Выдать требуемые документы на груз.
  • Передать груз в целостности для транспортирования.

Примечание. Грузоотправитель может отказаться от передачи товара перевозчику, если ТС для перевозки не соответствует требованиям.

Товароперевозчик обязан:

  • Предоставить ТС в установленное контрактом время.
  • Обеспечить принятие товара у грузоотправителя и передать его товарополучателю в целостности согласно сопроводительных документов.
  • Предоставить новый транспорт, если при транспортировании случилась неисправность ТС.
  • Передать товарополучателю документы, подтверждающие передачу товара в пункте принятия.
  • Обеспечить меры по спасению имущества при аварии, повреждении пломб, хищении груза третьими лицами.

Примечание. Перевозчик может отказаться от приема товара к транспортированию, если при погрузке обнаружены повреждения упаковки.

4. Порядок расчетов

Здесь необходимо изложить способ и сроки оплаты за выполненные услуги. Сумма, обычно, отображается в приложенном к договору протоколе. Здесь же можно отобразить пеню, за несвоевременные расчеты.

5. Ответственность сторон

Данный раздел предназначен для описания ответственности сторон за несоблюдение условий договора. Все условия и штрафные санкции должны соответствовать законодательным нормам РФ.

6. Порядок разрешения споров

Оба участника сделки, при возникновении спорных ситуаций, должны изложить в данном разделе, какие меры они могут принять при таких обстоятельствах, в том числе, предусмотреть разрешение конфликта в суде.

7. Форс-мажор

Как правило, каждый договор содержит такой раздел. К форс-мажору можно отнести ситуации, в результате которых нарушаются условия контракта, не зависящие от участников соглашения. Сюда можно отнести стачки, природные катастрофы и т.д.

При таких обстоятельствах, стороны могут частично или полностью освобождаться от соблюдения контракта. Стороны должны проинформировать друг друга о таком факте.

8. Срок действия

Заключая ДПГ, стороны обязаны прописать начало действия соглашения и срок его окончания. Как правило, если ДПГ по его завершению не был прекращен, то он может считаться продленным еще на год.

9. Прочие условия

В данном пункте могут отображаться прочие требования, которые не были отображены в предыдущих разделах.

10. Реквизиты и подписи сторон

Этот раздел является завершающим. Здесь отображаются реквизиты банка, контактные сведения и подписи участников сделки.

Заполнив все разделы, участники договора должны еще раз проверить данные внесенные в документ, и после его подписания, обменятся экземплярами и пожелать друг другу соблюдения всех условий, отображенных в подписанном соглашении.

Предлагается посмотреть видео по советам юриста при заключении ДПГ.

(Видео: “Перевозка груза – советы юриста”)

к содержанию ↑

Образец договора перевозки груза 2020 года

Договор перевозки груза - изображение 9

Договор перевозки груза - изображение 10

Цена договора перевозки груза

Договор перевозки груза - изображение 11

Сегодня, рыночная экономика требует при транспортировании товара своевременных расчетов за выполненные услуги (ст. 785 ГК РФ).

Одним из пунктов по доставке товара является определение стоимости выполняемых услуг по его транспортированию, и отображение условий и сроков оплаты. В тексте договора требуется отобразить порядок выполнения расчётов. Обычно, перевозчики обладают опубликованными тарифами на предоставление услуг по транспортированию грузов. До подписания контракта заказчики знакомятся с расценками, становящимися в дальнейшем неотъемлемым приложением к договору. При изменении тарифов, товароперевозчик обязан известить об этом заказчика.

На практике используется следующий порядок расчётов:

  • Экспедитор предъявляет заказчику счёт.
  • Последний оплачивает банковским перечислением.
  • Оплата, как правило выполняется на протяжении 3-5 дней с даты предъявления счёта.
к содержанию ↑

Скачать бланк и образец договора перевозки груза

  • Бланк, doc
  • Образец, doc

Договор перевозки грузов занимает в системе транспортных договоров доминирующее положение, является как бы базовым договором, поскольку именно этот договор выполняет основные задачи, связанные с перемещением материальных ценностей, способствует выполнению обязательств по доставке продукции потребителю.

Договор перевозки грузов определяется как соглашение между грузоотправителем и перевозчиком, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК).

Письменная форма договора перевозки груза предопределена обязанностью перевозчика составить и выдать грузоотправителю соответствующий документ о принятии груза к перевозке. Таким документом может быть транспортная накладная, коносамент или иной документ, предусмотренный транспортным уставом или кодексом (ст. 785 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 105 ВК). Сдача груза перевозчику, выдача последним документа, подтверждающего принятие груза к перевозке, дает основания для отнесения этого договора к категории реальных*(45) гражданско-правовых договоров.

Договор перевозки груза является срочным договором, поскольку срок его действия определяется сроком исполнения обязательства по перевозке (ст. 792 ГК, ст. 31 ТУЖД, ст. 109 ВК). Этот срок может устанавливаться как в нормативном порядке, так и по соглашению сторон. Так, перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза (ст. 109 ВК).

Договор перевозки грузов является возмездным, поскольку каждая из вступающих в договор сторон имеет в виду удовлетворение определенного имущественного интереса. Провозная плата за перевозку груза транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами*(46).

Перевозка грузов транспортом общего пользования подразумевает, что договор перевозки является публичным договором, т.е. договором, заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по перевозке грузов каждого грузоотправителя, который к ней обратится с предложением о заключении договора перевозки*(47). При этом транспортная организация как перевозчик не может оказывать какое-либо предпочтение одному грузоотправителю перед другим. Более того, отказ от заключения договора перевозки при наличии реальных возможностей транспортной организации не допускается (ст. 426 ГК).

Сторонами в договоре перевозки грузов являются транспортное предприятие — перевозчик (железная дорога, пароходство, эксплуатант на воздушном транспорте) и грузоотправитель — законный (титульный) владелец груза либо экспедитор или иное уполномоченное владельцем груза лицо. В обязанности перевозчика входит не только принятие и перевозка груза, но и выдача его грузополучателю. Таким образом, в договорных отношениях по перевозке груза участвуют три лица: отправитель, перевозчик и получатель груза, хотя очевидно, что договор перевозки по своему правовому статусу является двусторонним договором. Эта необычная ситуация в договорном праве явилась причиной долгих и оживленных дискуссий в юридической литературе по вопросу о правовом положении грузополучателя*(48).

Договор перевозки грузов по своей конструкции относится к широко известному договорному типу — договору в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), позволяющему грузополучателю, не являющемуся стороной договора, пользоваться определенными правами и нести соответствующие этим правам обязанности.

Не участвуя в заключении договора, грузополучатель приобретает тем не менее право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения (ст. 39, ст. 41 ТУЖД, п. 2 ст. 103 ВК). При неисполнении перевозчиком обязанности по доставке груза в адрес получателя последний вправе предъявить к нему требования по поводу утраты груза, а при ненадлежащем исполнении им обязательства — требования по поводу недостачи или повреждения груза (ст. 796 ГК), а также по поводу просрочки в его доставке (ст. 792 ГК, ст. 111 ТУЖД, ст. 122 ВК). Грузополучатель вправе предъявить к перевозчику и другие требования, связанные, например, с выгрузкой груза средствами перевозчика, когда выгрузка по договору была возложена на него*(49).

Специфика договора перевозки как договора в пользу третьего лица состоит и в том, что грузополучатель не только имеет обозначенные выше права, но и несет определенные обязанности*(50). Так, по прибытии груза в пункт назначения получатель обязан принять его и вывезти с территории станции, аэропорта, пристани. Подобная обязанность обусловлена тем, что неисполнение ее ведет к перегрузке складских помещений транспортного предприятия и затруднениям по приему груза для других получателей. Естественно, что обязанностью получателя является и окончательный расчет за оказанные перевозчиком услуги.

Договору перевозки грузов как договору в пользу третьего лица присущи некоторые положения, не совместимые с основными началами договорного права. Речь о том, что грузоотправитель, не являющийся одновременно и получателем (а такие ситуации возможны), и перевозчик при заключении договора перевозки исходят как бы из молчаливого согласия грузополучателя с условиями данного договора*(51). Договор перевозки грузов отличается от договора, предусматривающего исполнение обязательства третьему лицу. Ведь в этом случае третье лицо считалось бы лишь лицом, уполномоченным принять исполнение обязательства от должника*(52).

Одним из существенных условий договора перевозки груза является наличие в нем указания на срок доставки груза потребителю: предприятиям промышленности, строительства, сельского хозяйства, предпринимателям и т.п. Ускорение доставки грузов дает возможность сократить время обращения и тем самым ускорить оборот материальных ценностей в экономике страны.

Продолжительность перевозки (транспортное время) — это время, в течение которого транспорт выполняет всю совокупность грузовых, коммерческих, таможенных и технических операций на станции отправления, в пути следования и на станции (порта, аэропорта, пристани) назначения груза. Фактор времени — категория не только экономическая, но и юридическая, поскольку все основные перемещения материальных ценностей регламентированы по срокам исполнения транспортного обязательства в законе либо договоре перевозки.

Транспортное законодательство до недавнего времени не включало условие о сроках перевозки в определение договора. По традиции, вероятно, это не сделано и в новом ГК (ст. 785); обязательство доставки груза в пункт назначения в установленные сроки предусматривается в ст. 792 ГК, отсылающей к транспортным уставам и кодексам*(53).

Транспортная организация, занимающаяся перевозкой грузов, и грузоотправитель, который сдает груз для перевозки и платит провозную плату, заключают между собой договор перевозки. В большинстве случаев грузоотправитель поручает груз транспортной организации и указывает ей третьего участника процесса — грузополучателя, которому груз выдается в пункте назначения.

Приведенное определение дает основание сделать вывод, что по своему характеру договор перевозки — возмездный и взаимный. Возмездный он потому, что перевозчик получает за перевозку определенное вознаграждение. Раз перевозчик должен перевезти груз и вправе получить провозную плату, а грузоотправитель имеет право на перевозку груза и обязан оплатить перевозку, то договор является взаимным.

Содержание:

  • Понятие, виды и форма договора перевозки
  • Правовое регулирование перевозок
  • Порядок заключения договора перевозки
  • Основные разделы договора перевозки груза
  • Образец договора перевозки
  • Скачать образец договора перевозки
  • Как исполняется договор
  • Особенности различных видов договора перевозки
к содержанию ↑

Понятие, виды и форма договора перевозки

Выполняя обязательства перевозки, перевозчик должен доставить груз или пассажира в конкретный пункт назначения, а отправитель груза или пассажир обязаны внес­ти провозную плату. Перевозки классифицируются по раз­личным признакам.

В зависимости от вида транспорта перевозки бывают:

  • автомобильные,
  • воздушные,
  • железнодорожные,
  • морские,
  • реч­ные.

По числу перевозчиков подразделяются на:

а) перевозки в мест­ном сообщении (осуществление перевозки одним видом транспорта и в границах одной транспортной организации — железной дороги, речного пароходства);

б) перевозки в прямом со­общении — не­сколько перевозчиков одного вида транспор­та осуществляют по одному документу;

в) перевозки в смешанном прямом сообщении осуществляют несколько перевоз­чиков разными видами транспорта (воздушным транспортом и железной дорогой). На морском транспорте различаются:

  • перевозки в малом каботаже. Это когда перевозка осуществляется между двумя портами России, находящимися в одном море;
  • перевозки в большом каботаже. Перевозка между двумя портами Российской Федерации, которые располагаются в раз­ных морях;
  • перевозки в заграничном сообщении. Осуществление перевозок в порты других стран или из них.

Воздушный транспорт осуществляет:

а) внутренние воздушные перевозки – когда пункты от­правления, назначения и промежуточных посадок находятся на территории России;

б) международные воздушные перевозки – когда пункты отправления и назначения находятся на терри­тории двух стран или на территории одной страны, но предусмотрена посадка на территории другой.

Автомобильным транспортом производятся пере­возки во внутреннем и в международ­ном сообщении.

Также виды договоров перевозки различаются в зависимости от того, что перевозится:

  • перевозки грузов;
  • перевозки багажа;
  • перевозки пассажиров;
  • перевозки почты.

Договор должен быть заключен в письменной форме в виде единого документа, оформляющего перевозку груза. Таким документом чаще всего является транспортная накладная, а на мор­ском транспорте — коносамент. Моментом заклю­чения договора принято считать момент, когда вручается груз с сопроводительными документами. Срок договора — это время, за которое груз должен быть доставлен. Он считается соблю­денным, если груз был выгружен или подан под разгруз­ку до истечения времени доставки.

к содержанию ↑

Правовое регулирование перевозок

В правовом отношении перевозки регулируются в основном: Гражданским Кодексом, Воздушным кодексом, Кодексом внут­реннего водного транспорта, Кодексом торгового мореплавания (КТМ РФ), транспортным уставом железных дорог, а также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами.

Договор перевозки представляет собой со­глашение, по которому перевозчик берет на себя обязанность доставить предоставленный ему отправителем груз в назначенный пункт и выдать его получателю, а отправитель гру­за оплачивает за перевозку груза оговоренную плату.

Предметом договора является погрузка, доставка, хранение, выгрузка и выдача груза. В качестве сторон договора выступают:

  • перевоз­чик — автопредприятие, транспортная организация, железная дорога, пароход­ство, юридическое лицо, которое имеет лицензию на исполнение пере­возок;
  • грузоотправитель — физи­ческое или юридическое лицо;
  • грузополучатель — лицо, которому отправлен груз.

Договор перевозки гру­зов предусматривает взимание провозной платы, которая устанавливается соглашением сторон или определяется та­рифами, утвержденными в порядке, установленном транспортными кодексами и уставами.

к содержанию ↑

Порядок заключения договора перевозки

Заключение такого договора подтверж­дается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента) или другого документа на груз, который предусмотрен соот­ветствующим транспортным кодексом или уставом.

Перевозочными документами считаются необходимые при перевозке грузов документы, оформленные в соответствии с установленными правилами. В случае воздушной перевозки соответствующий договор удостоверяется грузовой накладной. Ее форму устанавливает специально упол­номоченный орган в области гражданской авиации. Перевозка автомобильным и железнодорожным транспортом осуществляется на основании транспортной накладной, которая оформляется на весь маршрут следования груза. После приема груза для перевозки морским транспортом по требованию отправителя перевозчик должен выдать ему коносамент.

Основанием заключения договора перевозки являются предпосылки организационного характера. К таким предпосылкам относятся: заказы грузоотправителей; договоры об организации перевозок (навигационные, годовые и другие); админист­ративно-плановые акты, предусмотренные законом.

к содержанию ↑

Основные разделы договора перевозки груза

В обязательном порядке договор перевозки должен содержать следующие основные разделы:

Предмет договора

Здесь приводятся условия договора, без которых документ не может быть заключенным. Нужно обязательно указать действия, производимые отправителем, перевозчиком и получателем груза, указанного в договоре или приложении к договору.

Порядок и условия перевозки

Должен быть указан пункт назначения груза, место передачи груза перевозчику и требования к используемому транспорту. Также необходимо указать, кто и за чей счет осуществляет погрузку и выгрузку груза, и порядок его выдачи получателю.

Обязанности сторон

Указываются обязанности перевозчика по определению количества транспортных средств, сроках подачи их под погрузку, а также сроках доставки груза в пункт назначения. Приводятся обязанности отправителя по подготовке груза к перевозке, его погрузке и разгрузке, сроках принятия груза в пункте назначения и оплате перевозки.

Плата за перевозку груза и порядок расчетов

Этот раздел содержит сведения о размере платы за перевозку груза, ее сроках и форме оплаты.

Ответственность сторон

Установленную в этом разделе договора ответственность стороны несут дополнительно к той ответственности, которая установлена законодательством Российской Федерации, в число которого входят транспортные уставы и кодексы.

Обстоятельства непреодолимой силы

Перечисляются обстоятельства непреодолимой силы, которые могут препятствовать исполнению заключенного договора (война и военные действия, восстания, землетрясения, наводнения, эпидемии, акты органов власти). Наступление таких обстоятельств продлевает срок действия договора на период, необходимый для устранения того или иного обстоятельства.

Заключительные положения

В заключительных положениях договора содержатся сведения о сроках его вступления в силу, о способах разрешения соров и разногласий, о внесении изменений и дополнений. Также сообщается о количестве экземпляров договора.

Адреса и банковские реквизиты сторон

Здесь указываются юридический и фактический адрес сторон договора. а также полные банковские реквизиты по которым происходит оплата.

к содержанию ↑

Образец договора перевозки

Скачать образец договора:

Как исполняется договор перевозки

Моментом исполнения договоров перевозки является выдача перевезенного груза в указанном отправителем месте.

Однако исполнение такого договора состоит не только в самой передаче груза, но и включает в себя некоторые подго­товительные действия, которые необходимы для того, чтобы получатель груза мог принять груз. К таким действиям относится объявление и уведомление о прибытии груза. Так, станция выгрузки должна известить грузополучателя о времени подачи вагонов с грузами под выгрузку не позже чем за два часа до их подачи. Уведомление посылается обычно в день прибытия груза, но не позднее 12 часов следующего дня.

Если перевозчиком не будет послано уведомление, то он лишится права на получение платы за простои вагонов при выгрузке грузов грузо­получателем, а также права на плату за хранение груза в просроченные дни до посылки уведомления или объявления о прибытии груза.

Так как уведомление о прибывших грузах не является основной работой перевозчика, а всего лишь дополнительной операцией, то за каждое уведомление грузополучателя о прибывших грузах взимается сбор.

к содержанию ↑

Особенности различных видов договора перевозки

Договор перевозки железной дорогой оформляется накладной, являющейся главным пе­ревозочным документом. На всем пути следования груза она сопровождает его, а на станции назначения вместе с грузом выдается грузополучателю. Накладная имеет важное юридическое значение: 1) это обязательная письменная форма договора; 2) доказательство факта заключения договора и воплощение его содержания; 3) устанавливает законность лица на предъявление исков и претензий к транспортной компании при ненадлежащем исполнении договора перевозки.

Договор воздушной перевозки предусматривает наличие перевозчика — зксплуатанта, обладающего лицензией на осуществление перевозки багажа, грузов, пассажиров или почты. Таким эксплуатантом может быть физическое или юридическое лицо, которое имеет право собственности (или иное право) на воздушное судно и использует его для полетов. У него должен быть особый сертификат для совершения полетов.

Договор морской перевозки грузов зак­лючается:

  1. с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных трюмов. В таком случае заключается договор фрахто­вания судна или чартер, по которому одна сторона (судовладелец) предоставляет другой стороне (отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких суден на один или несколько рейсов для перевозки багажа, грузов и пассажиров;
  2. без каких-либо условий, когда договор оформляется коносаментом. Его обычно составляют в двух экземплярах, один из которых остается перевозчику, а другой получает отправитель в качестве основания для получения груза. На основании погрузочных документов коносамент составляет перевозчик, подписывает его капитан судна и выдает отправителю.

Подводя итог всему сказанному выше, можно сделать вывод, что договор перевозки груза представляет собой документ, которым регулируются права, обязанности, а также ответственность сторон, участвующих в процессе перевозок конкретных грузов.

>

Следующая
СтатьиДоговор о сотрудничестве и совместной деятельности образец

Добавить комментарий

Adblock
detector